Владимирская икона Божией Матери с Акафистом (XVI в.)  | Московский Данилов монастырь

Владимирская икона Божией Матери с Акафистом (XVI в.) 

Владимирская икона Божией Матери с Акафистом — самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. В Даниловом монастыре дореволюционного времени это была наиболее почитаемая икона. 

Образ Пресвятой Богородицы Владимирской был написан для первого каменного собора обители, освященного в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов 18 мая 1561 г. В конце 1720-х гг. древний обветшалый храм был разобран. В связи с этим перестроили стоявшую рядом теплую Покровскую церковь XVII в.: над ней возвели второй этаж, куда и был перенесен престол в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 

В новом храме Владимирский образ находился, как и прежде, в местном ряду иконостаса. Средник и поля иконы закрывал серебряный вызолоченный оклад с чеканными изображениями композиции «Отечество» и Херувимов. Убрус, ожерелье и гривна (подвеска к венцу) Богородицы были низаны жемчугом и полудрагоценными камнями. В композиции Акафиста серебряные венчики у святых украшала финифть. В верхней части иконы находилась ныне утраченная надпись, восхваляющая Пресвятую Богородицу как Приснодеву: «Яже прежде рожества Дева и в рожестве Дева и по рожестве Дева...» 

В среднике иконы — Владимирский образ Божией Матери в иконографическом изводе (варианте), называемом Волоколамским. Его особенность — живописный венец над Богородичным нимбом, воспроизводящий драгоценное убранство чудотворной Владимирской иконы византийского письма XI–XII вв. из Успенского собора Московского Кремля. 

Волоколамский извод назван по иконе, пожертвованной Малютой Скуратовым в Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь. Даниловский образ — один из ранних списков древней Волоколамской иконы, хранящейся ныне в Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева. Клейма «Акафиста» (хвалебной песни в честь Пресвятой Богородицы) иллюстрируют семь кондаков и четыре икоса. В первом клейме изображена Святая София — Премурость Божия, что обусловлено, вероятно, посвящением храма Святым Отцам семи Вселенских Соборов. Истолкование семи Вселенских Соборов как семи столпов «Дома Святой Софии» было распространено в иконописи и богословской литературе данного времени. 

После закрытия Данилова монастыря в 1930-х гг. икона, в числе несколько других святынь, была передана в храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, что и спасло ее. 

После возобновления Данилова монастыря в 1983–1988 гг. икона вернулась в обитель и заняла свое традиционное место в иконостасе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 

Серебряный оклад с иконы давно утрачен, и сейчас мы видим древний образ в его первозданной строгой красоте.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4-й

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8-й

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.